«Бихевиористская» модель семейного воспитания

«Бихевиористская» модель семейного воспитанияЭто направление возникло на основе бихевиористской психологии, основоположниками которой были Дж.Уотсон и Б.Ф. Скиннер. В данной модели основной упор делается на дисциплину ребенка и технику его поведения. Экспериментальным путем изучая появление новых форм поведения у ребенка, Дж.Уотсон и другие бихевиористы пришли к выводу, что у человеческой психики минимум врожденных компонентов, и развитие ее зависит, большей частью, от условий жизни и социального окружения, то есть от стимулов, которые поставляет среда. Эта среда рассматривалась как прямое окружение ребенка, обстановка, которая складывается из конкретных жизненных ситуаций, состоящих из различных стимулов. Средовые воздействия определяют поведение ребенка и характер его развития. Поэтому главной является особая организация окружения ребенка.

Центральной проблемой концепций социальной методики, которые возникли на основе классического бихевиоризма, является социализация как процесс перерождения изначально асоциального существа в полноценного члена социума, как переход от биологического к социальному состоянию. Основная проблема – приобретение нового социального поведения. Ответом на вопрос: «Как происходит социализация, то есть передача норм поведения, мотивов, форм, ценностей и эмоциональных реакций?» и есть результат данной методики.

В механизмах социализации особая роль отводится обучению посредством наблюдения, имитации, подражания, идентификации и путем моделирования. Родительское поведение является преимущественной моделью для извлечения определенных общих черт и правил поведения, а также образец для подражания в попытках ребенка выстроить собственное поведение. Для сохранения поведения, которое возникло на основе подражания, необходимо подкрепление.

Главные идеи организации воспитания по принципу бихевиоральной (поведенческой) терапии заключаются в том, что в этом случае родители, с одной стороны, рассматриваются как элементы среды, а с другой – как «конструкторы» поведения ребенка. Чтобы изменить и усовершенствовать поведенческие реакции ребенка, необходимо научиться анализировать поведение в понятии стимулов, последствий, подкреплений, опираясь при этом на проявление любви к ребенку.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.

Rambler's Top100