Символический подход Карла Витакера

Карл Витакер (1912 — 1995) – доктор медицины, видный американский психиатр, один из основателей семейной терапии. Зачастую его характеризуют как самую противоречивую фигуру среди классиков современной психотерапии.

К.Витакер был выходцем из американской сельской глубинки. С его единственной и любимой женой Мюриэль он вырастил шестерых детей.
Почти шестьдесят из своих восьмидесяти трех лет работал психотерапевтом: индивидуальным, потом – групповым, а последние сорок лет – семейным.
В различные периоды жизни — профессор и заведующий кафедрой психиатрии в Университете Эмори, профессор медицинского отделения Университета штата Висконсин. Его значительный вклад в развитие семейной терапии отмечен наградами Американской ассоциации супружеской и семейной терапии, а также избранием на пост президента Американской академии психотерапии.

Взгляды К.Витакера демонстрируют символический подход в терапии. Они выглядят как афоризмы, экзистенциальные парадоксы. За эту необычность воззрений тридцать-сорок лет назад Витакера нередко объявляли сумасшедшим или хулиганом, но он и не возражал, публично называя свое профессиональное кредо «бредовой системой»?

Буквально все, что К.Витакер говорит о семье и браке, принимается с трудом. По сути, консультируя своих клиентов, он делает работу юродивого: говорит правду в иносказательной форме. «А правда неуютная, жалящая, отменяющая привычную «картинку»… И вот он, профессионал – по определению «умный» – сознательно умаляется до того, чтобы на каком-то символическом уровне, может быть, эту правду передать, а для тех, кому ее принять невозможно, остаться, мягко говоря, эксцентричным стариком, который несет какую-то чушь».

Семейная терапия по К.Витакеру – это «опыт невербального общения в пространстве фантазии», источника творчества и самобытности, той области, где, собственно говоря, и происходит реальная психологическая жизнь семьи.

Описывая ход процесса семейной терапии и его основные стадии, Витакер ввел представления о «Сражении за Структуру» и «Сражении за Инициативу». Первое понятие предполагает, что ответственность за исход работы несет семья, а не психотерапевт. Психотерапевт не может дать семье больше, чем ее члены могут сделать друг для друга. Он лишь способствует запуску позитивного семейного механизма. И тогда члены семьи, надеясь на чудо, которое может совершить с ними терапевт, на самом деле, опираясь на собственные силы, находят адекватные решения самостоятельно. Терапевт же всегда находится рядом, но остается в «центре своей собственной жизни», не вмешиваясь в их жизнь. Понятие «Сражение за инициативу» предполагает, что чем больше растревожить семью – тем лучше для того, чтобы добиться позитивных перемен. Витакер, уверенный в тщетности давления и убеждения, создает вокруг себя «пространство» психотерапии, лишенное четких ориентиров, и семья, вступая с ним в контакт, вынуждена взять инициативу в свои руки.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.

Rambler's Top100